«Добрый дедушка Мороз, нам подарки он принес» - вот так уже почти полтора века мы представляем себе этого сказочного, но практически реального персонажа.
К этому добавляется образ Морозко из знаменитой киносказки Александра Роу – суровый, но справедливый и добрый в глубине души величественный персонаж в роскошной шубе и с тяжелым посохом в руке в исполнении знаменитого украинского актера Александра Хвыли.
Но начиналась история Деда Мороза совсем не так благостно и волшебно...
Надо полагать, что наши древние предки, которые вслед за тучными стадами съедобных копытных постепенно забирались все дальше и дальше на север, увидев первые снежинки, могли удивиться и даже восхититься. Но вот, что было потом, как они восприняли свою настоящую первую зиму, предположить сложно. Однако, как бы там ни было, они остались (возвращаться было уже некуда, там уже другие племена кормились) и начали приспосабливаться.
Конечно их ужасал холод и сильно пугала неясная перспектива на будущее. Они не могли не задаваться вопросом, вернется ли солнечный свет, тепло и весна, и что надо сделать чтобы стало хоть немного потеплее и посветлее уже сейчас. И вот тогда мифологизированное сознание первобытных славян произвело на свет образ злобного лесного духа, производящего холод.
Его и обозвали Дедом Морозом или Дедом Трескуном (Студенцом или Трескунцом), и представляли в виде маленького длиннобородого старичка, в некоторых местностях он выглядел еще и голым и с кожей синего цвета. Это он, мелкий пакостник, бегал по полям и лесам, насылал на окрестности холод, стуча суковатой дубиной, сковывал водоемы льдоми засыпал окрестности снегом.
Дед Мороз с ноября по март был полновластным хозяином на вверенной ему территории, и его боялось даже Солнце. Кстати, никаких внучек у него тогда не было, но он был женат на злющей даме с предсказуемым именем Зима, под которой вроде бы просочилась в постязыческую историю славян богиня смерти Мара Марена.
Положительным моментом во всем этом было то, что холодная и снежная зима гарантировала жаркое лето с хорошим урожаем. И в Святки Деда Мороза специально зазывали (обряд назывался «кликáнье мороза») и готовили для него ритуальное угощение – блины и кутью.
Чтобы задобрить злобного старика в особенно суровые зимы, наши дикие предки отводили в лес самую красивую девушку, привязывали ее там к дереву и ждали, когда она замерзнет. Если несчастная умирала, считалось, что жертва принята, и теперь погода начнет улучшаться, а дни удлиняться. Позднее эта история в не столь жестоком варианте появилась в народной сказке.
Литературный вариант сказки о Морозко создал писатель-романтик Владимир Одоевский.
Под названием «Мороз Иванович» она была опубликована в 1840 году в цикле «Сказки дедушки Иринея» и неожиданно стала популярной и даже вошла в золотой фонд русской детской литературы.
В 1873 году драматург Александр Островский написал по мотивам еще одной зимней сказки «Девочка-Снегурочка» («Снежевиночка») свою пьесу «Снегурочка». Дед Мороз был одним из действующих лиц этого произведения, и так получается, что и Островский внес свой вклад в создание биографии этого персонажа. По его версии супругой Деда Мороза является Весна-Красна (похоже, что у них был гостевой брак, но все-таки они периодически спали вместе), а девушка Снегурочка – их совместная дочь.
P.S. Русская православная церковь относится к Деду Морозу весьма неодобрительно, поскольку он, во-первых, волшебник, а во-вторых, является языческой персонификацией сил природы. Но верующим участвовать в новогодних нецерковных праздниках и обращаться с просьбами к языческому волшебнику, все-таки не запрещено. С некоторыми оговорками Деда Мороза признали представителем доброй национальной традиции, которую нецелесообразно, да и не реально
Свежие комментарии