На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Золотое перо

260 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    Изменила 4 строчку в первом катрене на : "С мечтой о золочёных туалетах" ...Малыш рисует маму...

История Деда Мороза

«Добрый дедушка Мороз, нам подарки он принес» - вот так уже почти полтора века мы представляем себе этого сказочного, но практически реального персонажа.

К этому добавляется образ Морозко из знаменитой киносказки Александра Роу – суровый, но справедливый и добрый в глубине души величественный персонаж в роскошной шубе и с тяжелым посохом в руке в исполнении знаменитого украинского актера Александра Хвыли.


Но начиналась история Деда Мороза совсем не так благостно и волшебно...

Надо полагать, что наши древние предки, которые вслед за тучными стадами съедобных копытных постепенно забирались все дальше и дальше на север, увидев первые снежинки, могли удивиться и даже восхититься. Но вот, что было потом, как они восприняли свою настоящую первую зиму, предположить сложно. Однако, как бы там ни было, они остались (возвращаться было уже некуда, там уже другие племена кормились) и начали приспосабливаться.

Конечно их ужасал холод и сильно пугала неясная перспектива на будущее. Они не могли не задаваться вопросом, вернется ли солнечный свет, тепло и весна, и что надо сделать чтобы стало хоть немного потеплее и посветлее уже сейчас. И вот тогда мифологизированное сознание первобытных славян произвело на свет образ злобного лесного духа, производящего холод.

Его и обозвали Дедом Морозом или Дедом Трескуном (Студенцом или Трескунцом), и представляли в виде маленького длиннобородого старичка, в некоторых местностях он выглядел еще и голым и с кожей синего цвета. Это он, мелкий пакостник, бегал по полям и лесам, насылал на окрестности холод, стуча суковатой дубиной, сковывал водоемы льдоми засыпал окрестности снегом.

Дед Мороз с ноября по март был полновластным хозяином на вверенной ему территории, и его боялось даже Солнце. Кстати, никаких внучек у него тогда не было, но он был женат на злющей даме с предсказуемым именем Зима, под которой вроде бы просочилась в постязыческую историю славян богиня смерти Мара Марена.


Положительным моментом во всем этом было то, что холодная и снежная зима гарантировала жаркое лето с хорошим урожаем. И в Святки Деда Мороза специально зазывали (обряд назывался «кликáнье мороза») и готовили для него ритуальное угощение – блины и кутью.
Чтобы задобрить злобного старика в особенно суровые зимы, наши дикие предки отводили в лес самую красивую девушку, привязывали ее там к дереву и ждали, когда она замерзнет. Если несчастная умирала, считалось, что жертва принята, и теперь погода начнет улучшаться, а дни удлиняться. Позднее эта история в не столь жестоком варианте появилась в народной сказке.
Литературный вариант сказки о Морозко создал писатель-романтик Владимир Одоевский.

Под названием «Мороз Иванович» она была опубликована в 1840 году в цикле «Сказки дедушки Иринея» и неожиданно стала популярной и даже вошла в золотой фонд русской детской литературы.

У Мороза из сказки Одоевского нрав уже несколько смягчился, и хотя он остался стариком суровым, но был уже не злым, а справедливым, и в глубине души (очень глубоко) даже добрым. Но самым важным моментом сказки для будущего существования Деда Мороза стал эпизод с одариванием хорошей девочки Рукодельницы и наказанием ее сестры Ленивицы, которой вместо сундука с добром была подарена сосулька. Мороз Иванович уже не бродит бесприютно по лесу (скрываясь от жены), он живет в ледяном доме, больше похожем на дворец, и спит на пуховой перине, под которой прячется весенняя травка.

В эти годы в англоязычных странах уже начинает раскручиваться культ Санта-Клауса, в Голландии и Бельгии раздает подарки Синт-Клаас, а во Франции тем же самым занимается Пер Ноэль.

Все эти персонажи имеют одного общего предка – святого Николая, покровителя детей и спасителя юных девиц, а также дарителя. Но в России, несмотря на то, что святой Николай был одним из самых любимых и почитаемых святых, ему не стали вменять в обязанности такие пустяки как раздача подарков на Рождество или Новый год.

У нас он занимался гораздо более серьезными делами – спасал моряков, усмиряя бури, помогал сирым и убогим, а также тем, кто оказался в «трудной жизненной ситуации.А вот подарки перешли в ведение языческого Деда Мороза, который уже успел себя хорошо зарекомендовать в этом отношении.
В 1873 году драматург Александр Островский написал по мотивам еще одной зимней сказки «Девочка-Снегурочка» («Снежевиночка») свою пьесу «Снегурочка». Дед Мороз был одним из действующих лиц этого произведения, и так получается, что и Островский внес свой вклад в создание биографии этого персонажа. По его версии супругой Деда Мороза является Весна-Красна (похоже, что у них был гостевой брак, но все-таки они периодически спали вместе), а девушка Снегурочка – их совместная дочь.

На русских открытках рубежа 19-20 века Дед Мороз изображается в традиционной красной шубе, с елкой и мешком подарков, но сопровождает его не дочь, и не внучка Снегурочка, а ребенок-ангелочек/дети-ангелочки. Получается такое странное смешение язычества и христианства.

После революции примерно на двадцать лет новогодние праздники были почти под запретом, но в 1935 году на одной из первых кремлевских елок детей вышел поздравлять Дед Мороз, а в 1937 году он совершенно неожиданно заявился на праздник вместе со Снегурочкой, но не дочкой, а внучкой (может, Снегурочка-дочь Деда Мороза и Весны все же родила от Леля?)
Почему советская власть вернула к жизни Деда Мороза, почему были позволены новогодние елки, подарки и вся сопутствующая мифология, точно неизвестно.
Глупо думать, что в России 1930-х годов, где все решения зависели от одного человека, кто-то просто так, без высочайшего разрешения мог опубликовать в главной газете страны заметку о возможности организации новогодних праздников для развлечения детей. Может, этот кто-то сам ностальгировал по елке, подаркам и открыткам с благообразным стариком, облаченным красную шубу? Подмигивает
Дед Мороз благополучно пережил все катаклизмы 20 века, он поздравлял детей в годы репрессий, дарил подарки во время войны (даже в блокадном Ленинграде), раздавал пакеты с шоколадными конфетами и мандаринами в эпоху застоя, а киндер-сюрпризы - в постсоветское время.
.
Наконец, в 1999 году Дед Мороз обрел свою постоянную резиденцию (по примеру финского Йолупукки) в Великом Устюге и окончательно остепенился, отселил внучку в Кострому и получил постоянную работу по сбору пожеланий по поводу подарков и организации мастер-классов по их изготовлению.


P.S. Русская православная церковь относится к Деду Морозу весьма неодобрительно, поскольку он, во-первых, волшебник, а во-вторых, является языческой персонификацией сил природы. Но верующим участвовать в новогодних нецерковных праздниках и обращаться с просьбами к языческому волшебнику, все-таки не запрещено. С некоторыми оговорками Деда Мороза признали представителем доброй национальной традиции, которую нецелесообразно, да и не реально
искоренить.

.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх