Первое знакомство с ним происходит обычно в подростковом возрасте. Когда тянет ко взрослым романам, серьезным историям, к чему то такому, что еще предстоит пережить и испытать и это необычайно интересно.
Я пишу "обычно" потому,что такого мастера слова трудно обойти вниманием.
Да, это не женские романы, стиль довольно строг, по-мужски выдержан, манера излагать события просто, незамысловато, понятным языком с остроумно подмеченными деталями.
Военные вопоминания и некоторые сцены военных действий возможно, кому то покажутся скучными, но именно с его описаниями чувствуешь всю эпоху того времени, все те чувства, которые владели героями. И даже частые заходы в бар его героев воспринимаются естественно :)
Его роман "На западном фронте без перемен" показавший изнутри весь ужас войны, все несчастия и потери..а не пафос и лозунги, станет для него эталоном, хотя много других его вещей будут также популярны. Возможно, что написан он точно, без лишней сентиментальности и простым языком?
А его описание женщины? Так тонко и точно мог написать человек, прочувствовавший и познавший характер женщины и имевший опыт романов. С Лени Рифеншталь (ее серия документалистики о Гитлере и нацизме знакома всем), с Марлен Дитрих (роман, начавшийся в Венеции, стал очень длительным для обоих), да и его любимая (?) жена Ильзе, всегда раскрывалась с необычной стороны, хоть и брак был свободным..
«Три товарища» — пожалуй, самый трогательный и сентиментальный его роман, изданный в 1937 году. Он затрагивает самые тонкие струны души, не оставляя равнодушным никого.
Любовь, спасающая от болезни души, от одиночества сердца..
Любовь всепобеждающая, преодолевающая, но такая беззащитная перед жестокостью этого мира.
Над сценарием фильма работал Ф. Скотт Фицджеральд. Говорят, он настолько увлекся сюжетом, что, имея проблемы с алкоголем, был абсолютно трезв на протяжении всей постановки фильма..
Любовь зарождается в человеке, но никогда не кончается в нем. И даже если есть все: и человек, и любовь, и счастье, и жизнь, - то по какому-то страшному закону этого всегда мало, и чем большим это кажется, тем меньше оно на самом деле. ("Три товарища")**
- Я так счастлива, - сказала она.Я стоял и смотрел на нее. Она сказала только три слова. Но никогда я еще не слыхал, чтобы их так произносили. Я знал женщин, но встречи с ними всегда были мимолетными, какие-то приключения, иногда яркие часы, одинокий вечер, бегство от самого себя, от отчаяния, от пустоты. Да я и не искал ничего другого; ведь я знал, что нельзя полагаться ни на что, только на самого себя и в лучшем случае на товарища. И вдруг я увидел, что значу что-то для другого человека и что он счастлив только оттого, что я рядом с ним..Такие слова сами по себе звучат очень просто, но когда вдумаешься в них, начинаешь понимать, как все это бесконечно важно. Это может поднять бурю в душе человека и совершенно преобразить его...Это любовь и все-таки нечто другое. Что-то такое, ради чего стоит жить. Мужчина не может жить для любви. Но жить для другого человека может. ("Три товарища")**
- Любовь, - невозмутимо заметил Готтфрид, - чудесная вещь. Но она портит характер.("Три товарища")**
Обладание само по себе уже утрата. Никогда ничего нельзя удержать, никогда!Никогда нельзя разомкнуть лязгающую цепь времени,никогда беспокойство не превращалось в покой, поиски – в тишину,никогда не прекращалось падение.. Я не мог отделить ее даже от случайных вещей, от того, что было до нашего знакомства, от тысячи мыслей, воспоминаний, от всего, что формировало ее до моего появления, и даже от этих людей...("Три товарища")**
Я любил смотреть, как Пат одевается.Никогда еще я не чувствовал с такой силой вечную, непостижимую тайну женщины, как в минуты, когда она тихо двигалась перед зеркалом, задумчиво гляделась в него,полностью растворялась в себе, уходя в подсознательное, необъяснимое самоощущение своего пола.Я не представлял себе, чтобы женщина могла одеваться, болтая и смеясь;а если она это делала, значит, ей недоставало таинственности и неизъяснимого очарования вечно ускользающей прелести.Я любил мягкие и плавные движения Пат, когда она стояла у зеркала; какое это было чудесное зрелище..В такие минуты в ней было что-то от лани, и от гибкой пантеры, и даже от амазонки перед боем.Она переставала замечать все вокруг себя, глаза на собранном и серьезном лице спокойно и внимательно разглядывали отражение в зеркале,а когда она вплотную приближала к нему лицо, то казалось, что нет никакого отражения в зеркале, а есть две женщины, которые смело и испытующе смотрят друг другу в глаза извечным всепонимающим взглядом, идущим из тумана действительности в далекие тысячелетия прошлого.
...но глядя на Пат, я чувствовал, как глухая печаль, плотно заполнившая меня, снова и снова захлестывалась какой-то дикой надеждой, преображалась и смешивалась с ней,и одно превращалось в другое – печаль, надежда, вечер и красивая девушка среди сверкающих зеркал и бра; и внезапно меня охватило странное ощущение,будто именно это и есть жизнь, жизнь в самом глубоком смысле, а может быть, даже и счастье: любовь, к которой примешивалось столько тоски, страха и молчаливого понимания... ("Три товарища")**
В любви вообще слишком много спрашивают, а когда начинают к тому же докапываться до сути ответов — она быстро проходит. ( "Ночь в Лиссабоне")**
- Но ты не должна меня ждать. Никогда. Очень страшно ждать чего-то.Она покачала головой.- Этого ты не понимаешь, Робби. Страшно, когда нечего ждать. ("Три товарища")**
И вдруг в потоке времени словно образовалась пустота.Маленькая освещенная кабина комнаты, такая же, как и прежде; снова тот же человек, которого любишь, он здесь,и вместе с тем каким-то страшным образом его уже нет. Протяни руку, и ты коснешься его, но обрести больше не сможешь. ("Триумфальная арка")**
Женщинам ничего не нужно объяснять, с ними всегда надо действовать. ("Ночь в Лиссабоне")**
- Если мы перестанем делать глупости – значит, мы состарились. ("Триумфальная арка")**
В неприятных воспоминаниях есть одна хорошая сторона: они убеждают человека в том, что он теперь счастлив, даже если секунду назад он в это не верил.Счастье — такое относительное понятие! Кто это постиг, редко чувствует себя совершенно несчастным. ("Ночь в Лиссабоне")**
- Да. Счастья кругом – сколько угодно. Только нагибайся и подбирай.Она удивленно посмотрела на него.- Я говорю серьезно, Равик.- И я, Кэт.Только самые простые вещи никогда не разочаровывают.Счастье достается как-то очень просто и всегда намного проще, чем думаешь.("Триумфальная арка")**
Вторая ночь, - сказал Равик. – Она опасна.Прелести новизны уже нет, а прелести близости еще нет. Но мы преодолеем эту ночь..- Ты, видимо, знаешь толк в таких вещах.- Ничего я не знаю. Все одни слова. Да и можно ли что-нибудь знать?Всякий раз все оборачивается по-иному. Так и сейчас.Второй ночи не бывает. Есть только первая.
Трудно найти слова, когда действительно есть что сказать.И даже если нужные слова приходят, то стыдишься их произнести.Все эти слова принадлежат прошлым столетиям..Наше время не нашло еще слов для выражения своих чувств. Оно умеет быть только развязным, все остальное – искусственно. ("Три товарища")**
О счастье можно говорить минут пять, не больше.Тут ничего не скажешь, кроме того, что ты счастлива.А о несчастье люди рассказывают ночи напролет. ("Тени в раю")**
- Остаться друзьями?! Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой.Так бывает только после мелких интрижек, да и то получается пошловато.Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец. ("Триумфальная арка")** Раскаяние – самая бесполезная вещь на свете.Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми..Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными.Тому, кто совершенен, место в музее. ("Триумфальная арка")** Судьба спускает дураку только до поры до времени. Затем следует предупреждение.Тому, кто не внемлет, она наносит удар. Иногда можно почувствовать заранее, что время истекло...("Ночь в Лиссабоне")** - В том-то и ужас всей жизни, что мы никогда не чувствуем последствий наших поступков.("Триумфальная арка")-----------------------------
Свежие комментарии