"Отец никогда не допускал и мысли, что это может стать моей профессией, - вспоминал потом Ади, - Я же - напротив! Когда я впервые, отклонив еще раз излюбленную идею отца, на вопрос, кем бы я сам хотел стать, сказал - художником, отец был поражен и изумлен до последней степени. "Рисовальщиком?! Художником?!"
Ему показалось, что я рехнулся или он ослышался.
Но когда я точно и ясно подтвердил ему свою мысль, он набросился на меня со всей решительностью своего характера: - "Об этом не может быть и речи. Художником?! Нет, никогда, пока я жив!"
Обе стороны остались при своем. Отец настаивал на своем "никогда!", а я еще и еще раз заявлял "непременно буду". Конечно, этот разговор имел невеселые последствия. Старик ожесточился против меня, а я, несмотря на мою любовь к отцу, - в свою очередь - против него. Отец запретил мне и думать о том, что я когда-либо получу образование художника. Я сделал один шаг дальше и заявил: "Что тогда я вообще ничему учиться не буду".
.После смерти старого Алоиза, Клара осталась одна с пятью детьми на руках. Она смертельно больна, всегда рьяно защищавшая Ади перед отцом, теперь разрешает ему все. Ее желание видеть в сыне состоявшегося человека берет вверх и вскоре она не без труда дает свое позволение на поездку Ади в Вену, куда он и отправляется с легким сердцем. .."Я вез с собой большой сверток собственных рисунков, - вспоминал он, - и был в полной уверенности, что экзамен я сдам шутя.
Ведь еще в реальном училище меня считали лучшим рисовальщиком во всем классе, а с тех пор мои способности к рисованию увеличились в большой степени.
Гордый и счастливый, я был вполне уверен, что легко справлюсь со своей задачей. Я сгорал от нетерпения скорее сдать экзамен и, вместе с тем, был преисполнен гордой уверенности в том, что результат будет хороший..."
.. Он проваливает экзамен в октябре 1907 г. и дабы не расстроить умирающую мать, лжет, что все-таки зачислен на факультет живописи в Академию. Клара умрет, так и не узнав всей правды. Один из самых любимых ею сыновей, тот, кого она так рьяно защищала перед деспотичным Алоизом, был ей дороже всех. Она так и не узнает, что история сохранит его имя. Только вот будет ли это связано с искусством? Клара так и не узнает. Может, к счастью? Позже, он сам объяснял свои провал в академии так:.." Мой художественный талант иногда подавлялся талантом чертежника - в особенности во всех отраслях архитектуры.
Интерес к строительному искусству все больше возрастал. Свое влияние в этом направлении оказала еще поездка в Вену, которую я 16 лет от роду предпринял в первый раз.
Тогда я поехал в столицу с целью посмотреть картинную галерею дворцового музея. Но в действительности глаз мой останавливался только на самом музее. Я бегал по городу с утра до вечера, стараясь увидеть как можно больше достопримечательностей, но в конце концов мое внимание приковывали почти исключительно строения.."
.. Когда матери не стало, Ади уже ничего не держало в доме. И он снова отправляется в Вену, только уже с целью стать архитектором. Позже он вспоминал: .." Ко мне вернулась прежняя решимость, и я теперь окончательно знал свою цель, я решил теперь стать архитектором. Все препятствия надо сломать, о капитуляции перед ними не может быть и речи."
..Вена как всегда шикарна! Но особенно это заметно осенью. Казалось бы, ни цветущей прелести деревьев, ни теплых лучей, так игриво играющих бликами на стеклах помпезных зданий, только лишь увядающая природа, но как она действует на Ади! ммм.. Ади продолжал писать.. В сентябре 1908 года он предпримет вторую попытку поступить в Академию, но и в этот раз судьба отвернется от него: приемная комиссия даже не взглянула на работы начинающего художника. Ади впал в депрессию, из-за чего вскоре оказался на городском дне вместе с бродягами. .." Еще и теперь этот город вызывает во мне только тяжелые воспоминания, - повествует он позже в своих воспоминаниях, - Вена - в этом слове для меня слилось 5 лет тяжелого горя и лишений. 5 лет, в течение которых я сначала добывал себе кусок хлеба как чернорабочий, потом как мелкий чертежник, я прожил буквально впроголодь и никогда в ту пору не помню себя сытым."
.. Говорят, хороший художник должен быть голодным. Что ж, вполне себе может быть. Голод станет постоянным спутником Ади. Вместе они будут посещать Оперу, вместе покупать так нужные по архитектуре книги. Читает он в тот период много и основательно. В августе 1910 года Ади по счастливой (?) случайности попадет в ночлежный дом, где познакомится с Рейнгольдом Ганишем, сообщив ему, что неплохо рисует.Говорят, все наши встречи предопределены и ничего не происходит просто так..Вполне возможно, что и эта встреча стала важным этапом для Ади. Вместе с Ганишем они живут под одной крышей довольно долго. Ади не любил распространяться потом в воспоминаниях об этом своем периоде .. опустим это и мы. .. Обязанности их были поделены четко: Ади пишет работы, Ганиш - их продает. Какое-то время они так и существуют, и постоянный спутник Ади на протяжении его жизни в Вене (голод) постепенно покидает его, жизнь налаживается. Друзья мои, вы уже поняли, о ком идет речь. Адольф Алоиз фон Шикльгрубер, известен в истории как Адольф Гитлер.Смотрим и наслаждаемся работами....." Красиво, а ведь если бы его приняли в художественную академию, то это, наверное, изменило бы всю историю и не было бы войны. Он всего лишь хотел рисовать людей..."
Вполне возможно. что в мире было бы на одного тирана меньше и больше на одного мастера пейзажных акварелей.
Лучше бы он стал художником?..
Свежие комментарии